Подшипник представляет собой конструктивный узел машин и механизмов, поддерживающий и направляющий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жесткостью. Если шейка вала скользит в подшипнике непосредственно по опорной поверхности, то он называется подшипником скольжения. Если между шейкой вала и опорной поверхностью имеются шарики или ролики, то такой подшипник называется подшипником качения.
Главное функция любого подшипника заключается в уменьшении трения между движущейся и неподвижной частями машины.
Прототипы современных подшипников появились в I веке н.э. Деревянные бревна (ролики) и поворотные круги применялись при транспортировке тяжелых предметов для уменьшения сил трения путем замены скользящего движения на качение.
Конструкция подшипников постепенно совершенствовалась, а сфера их применения расширялась. С середины XIX века подшипники начали использовать в промышленности, в частности, в железнодорожной индустрии – в качестве опор качения для колес вагонов. Серийное производство стальных подшипников было налажено в начале XX века.
Конструктивные особенности подшипников предполагают их надежное крепление на валу и в корпусе. Более 100 лет эта задача решалась с помощью прессовой и горячей посадки.
Однако эти методы фиксации подшипников имеют ряд недостатков, так как требуют:
- высокого качества обработки поверхностей;
- дополнительных энергетических затрат на нагрев детали или работу запрессовочного оборудования.
Кроме того, при запрессовке или горячей посадке подшипников возникают высокие сборочные напряжения, в зоне контакта появляется истирание металла, при нагреве прочностные свойства металла могут измениться.
Предупредить возможные негативные явления позволяет использование альтернативного способа фиксации подшипников – с помощью анаэробных составов Permabond. За счет равномерного заполнения микронеровностей поверхности они обеспечивают 100%-й контакт между подшипником и корпусом, гарантируя их высокопрочное соединение.
Анаэробные фиксаторы Permabond не требуют проведения технологических операций по обработке поверхности под посадку, поэтому их использование снижает себестоимость изделий.
Перед нанесением состава подшипник устанавливается на очищенный от загрязнений вал при соблюдении соосности. Анаэробный фиксатор наносится с помощью дозатора по окружности сопряжения вала и внутреннего кольца. Продукт проникает под внутреннее кольцо и после отверждения обеспечивает надежную посадку подшипника.
Для нанесения анаэробного герметика в условиях серийного производства используется дозирующее оборудование с иглой, через которую подается состав, и пневматическим вентилем, управляющим его напором.
Некоторые анаэробные фиксаторы, например, Permabond А1024, содержат в составе специальный ультрафиолетовый индикатор, позволяющий визуально контролировать нанесение в УФ-лучах.
Малое поверхностное натяжение и низкая вязкость герметика позволяют использовать его уже после сборки узлов. При температуре окружающей среды около +20...+23 °С фиксатор Permabond А1024 набирает рабочую прочность в течение 1 часа. Полное отверждение наступает через 24 часа.
Демонтировать зафиксированный подшипник можно с помощью специальных съемников или после нагрева соединения свыше +300 °С обычными инструментами.
Таким образом, фиксация подшипников на валах с помощью анаэробных герметиков Permabond успешно заменяет монтаж с применением прессовой и горячей посадки.